?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Flag Next Entry
КТО ВИНОВАТ И ЧТО ДЕЛАТЬ?
tcherkassbm
I. ЧТО ИМЕЕМ, И КТО ВИНОВАТ?

1. Попробуем оглянуться назад и посмотреть, какие метаморфозы происходили с нынешней властью. Ельцин поднялся на вершину на волне впечатляющего демократического подъема в стране, решительных настроений на отмену льгот и привилегий правящей верхушки и на слом номенклатурной системы власти. Перестройка, подобно мощному плугу, перевернула пласты советского общества, и в руководящих органах появилось много новых, прогрессивно настроенных людей. Была объявлена эпоха гласности, и в этих условиях новые руководители клятвенно обещали обеспечивать прозрачность и открытость своей работы, обещали отказаться от льгот и привилегий и работать на благо народа. Однако постепенно многие выдвиженцы, занявшие высокие посты на волне перестройки и демократизации общества, как-то незаметно отходили на второй план, или их отодвигали еще дальше, а их места занимали более прагматично настроенные и приземленные люди: либо выходцы из старой номенклатурной системы, либо люди новой формации, учуявшие великолепные возможности для личного обогащения. Власть понемногу, тихой сапой, начинает наращивать различные льготы и привилегии, доставшиеся ей от прежней системы, раздавать себе элитное жилье, которое сначала фигурирует как служебное, а затем быстро приватизируется, щедро развешивает друг другу различные правительственные награды. Чиновники отдают бизнесменам многомиллиардные контракты за определенный процент от суммы контракта (так называемые откаты). Чтобы легально получать в качестве вознаграждения большие суммы, на государственные средства создаются госкорпорации, в которых чиновники могут назначать себе немеряные зарплаты, без стеснения добавляя к ним внушительные бонусы, которые, как правило, растут, невзирая на всякие кризисы и катаклизмы. При этом без зазрения совести они утверждают, что заоблачные зарплаты несказанно повышают эффективность деятельности топ-менеджеров госкорпораций. Парламент, бывший во времена Ельцина занозой в заднице президента, при Путине постепенно превращается в сборище назначенцев власти, встречающих продолжительными аплодисментами любое слово или многозначительную паузу в речи национального лидера. Власть принимает все больше законов, которые гарантируют ей полную неприкосновенность и защиту от недовольства народа. Скоро любая критика действий президента, правительства или Госдумы будет приравнена к экстремистским действиям, направленным на свержение законной власти и развал страны. Власть все больше закрывается и отгораживается от народа принимаемыми репрессивными законами и многометровыми заборами, окружающими принадлежащие ей виллы и дворцы.

2. А что же народ, источник власти?

Думаю, мало кто будет возражать, если я скажу, что в любом сообществе примерно 10 процентов составляют энергичные предприимчивые индивидуумы, в которых бурлит энергия, у них шило в заднице, они не то что не могут тихо лежать на диване, они и сидеть не могут на одном месте, им надо постоянно двигаться, заниматься различными делами. Остальные 90 процентов  в сообществе - это инертная масса (исполнители, работяги, пассивное большинство). И не надо обзывать этих людей быдлом или ватниками. Люди – они такие как есть, и других людей в обозримом будущем не будет. Понятно, что указанные цифры, 10 и 90 процентов, условны и могут варьироваться для разных стран. Особняком стоят США (об этом ниже).

Энергичные и предприимчивые люди быстро занимают в обществе верхние ступени социальной лестницы, как в государственных структурах, так и в бизнесе. Это и понятно: многие из них обладают лидерскими, организаторскими качествами, которые позволяют им организовывать и осуществлять различные проекты, полезные для общества. И справедливо, что люди, умеющие намечать правильные цели и обеспечивать их достижение, имеют повышенную ценность для общества и, соответственно, занимают высокие посты и получают большее материальное вознаграждение по сравнению с простыми работягами. К сожалению, это все хорошо в теории, а на практике вперед во власти часто выдвигаются не те, кто умеет хорошо делать дело, а пронырливый пробивной народ, среди которых много проходимцев, главным занятием которых является карьера, сулящая большие материальные выгоды. Особенно это характерно для больших бюрократических организаций, таких как корпорации или государственные структуры, в которых трудно оценить вклад исполнителя или руководителя в общее дело, и большое значение приобретает умение сделать себе хорошую рекламу. Прорвавшись наверх, эти люди начинают активно пожинать материальные плоды своих достижений, используя для этого любые средства, от заведомо преступных, до совершенно легальных или полулегальных, таких как, например, получение в свою собственность элитного жилья, стоимость которого может на порядок превышать зарплату чиновника за многие годы его "беспорочной" службы. Коррупция пронизывает все органы пресловутой вертикали власти.

Естественно, настроения в народе против коррупции в вертикали власти сильны, и, кроме того, многие пока еще хранят память о той чудовищной несправедливости, которая была совершена в 90-е годы, когда многие ресурсы и активы страны, десятилетиями создаваемые всем народом, были за бесценок переданы продажными  чиновниками в частные руки. Однако ненависть к коррумпированным чиновникам и к олигархам, большинство из которых получили свои богатства в результате преступных махинаций, странным образом сочетается в народе с высокой степенью доверия национальному лидеру. Хотя можно предположить, что всякие там ВЦИОМы путем хитроумных приемов могут подкручивать рейтинги поддержки Путина в стране до 85-90%, однако, как я могу судить по своим ощущениям, Путина все-таки поддерживает большинство населения. Правда, при этом люди часто делают оговорку, что вот Путин молодец, болеет за страну, а все дело портят проходимцы на местах. Ну что можно сказать: у простых людей своя простая жизнь, в которой они работают, занимаются своими делами, семьей, квасят с друзьями, в общем, забот хватает, опять же лень-матушка, и нет времени и желания еще и разбираться в государственных делах. И если Путин сказал в телевизоре, что виолончелист Ролдугин - честнейший человек, который на все честно заработанные миллиарды закупает барабаны Страдивари и раздает их в детские дома, значит, так оно и есть. Короче говоря, люди в достаточной степени заняты своими делами и поэтому охотно передоверяют государственные дела специалистам. И это нормально, тем более что по Конституции деятельность исполнительных органов власти контролируется представителями народа, депутатами Госдумы. К сожалению, Госдума реально выполняла эти свои функции контроля только в первые годы существования РФ. Тогда исполнительная власть была еще слаба, и выборы депутатов проводились более или менее по-честному. С тех пор власть окрепла, и парламент заполонили ее назначенцы.

Выборы в Государственную Думу были доведены до абсурда введением партийных списков. Во-первых, избиратели фактически не знают людей, за которых они голосуют на выборах. Мне предлагают голосовать за список, в котором я знаю лидера партии и несколько популярных персонажей из телевизора. Я понятия не имею о кандидате, за которого мне предлагают голосовать в моем избирательном округе. Раньше перед выборами хоть расклеивали или бросали в почтовые ящики листовки с биографиями кандидатов. Во-вторых, я не могу отозвать выбранного депутата. Понятия не имею, могу ли я вообще отозвать выбранного депутата. Наверно законодательство позволяет это сделать, но кто-нибудь слышал о депутате, отозванном своими избирателями. Я не слышал. А вообще говоря, за что мне отзывать своего депутата, если после голосования и не помню, за кого я конкретно голосовал. Сам выбранный депутат не горит желанием отчитаться передо мной о проделанной работе, хотя бы раз в год. По крайней мере за последние десять лет я таких приглашений не получал. Что делает, чем занимается выбранный депутат, я не имею ни малейшего представления. Правда, могу предположить, что бóльшая часть депутатов либо бездельничает, либо занимается своими личными делами. Относится это прежде всего к депутатам, представляющим правящую партию. Зачем читать и анализировать законопроект, если фракция в лице ее руководителей уже все решила и дает указания, как голосовать по тому или иному вопросу. В конце концов, до властей все-таки дошло, что они уж совсем охренели, и сейчас только половина депутатов будет проходить по партийным спискам. Однако вряд ли что-нибудь изменится.

Основная часть депутатов нынешней Госдумы представляет собой определенную категорию людей, которые будут наверху при любой власти: при коммунистах, фашистах, либералах, консерваторах, "зеленых" и т.п. Наивно думать, что изменение правил выбора депутатов, обеспечение кристальной честности всего процесса выборов может как-то изменить эту ситуацию. В Госдуме будут все те же люди. Причиной такого положения является удручающая пассивность основной массы людей, которой легко манипулировать, и власть, которая способствует продвижению в Госдуму нужных ей людей. Выборы, даже самые честные, - это фикция, картонная дурилка, которая лишь создает иллюзию торжества демократии.

Существующий парламент не представляет собой самостоятельной ветви власти, а просто утверждает решения, предлагаемые правительством и президентом. Парламент, в котором заправляет "Единая Россия", не контролирует действия исполнительных органов власти. Большинство членов парламента – это обычные служащие, которые за более чем хорошее вознаграждение выполняют распоряжения своего руководства, хотя по идее они должны прежде всего исполнять наказы избирателей и отстаивать их интересы. Короче говоря, парламент, в его нынешнем состоянии, представляет бутафорскую конструкцию, которая прикрывает фактическое единоначалие в стране и долженствует демонстрировать всему миру торжество демократических принципов в России.

Я ТАК СЧИТАЮ, ЧТО ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ КЛЮЧЕВЫХ ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА, И ЧТО ВСЕОБЩЕЕ И РАВНОЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО В ЕГО СУЩЕСТВУЮЩЕМ ВИДЕ НЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ ПОДХОДЯЩЕГО РЕШЕНИЯ.

3. В чем заключается своеобразие США?

Считается, что США – это оплот современной демократии. Однако посмотрим, откуда есть пошла американская демократия. Как известно, Соединенные Штаты – страна эмигрантов, которые начали активно заселять территорию современных Штатов и создавать там свои колонии, начиная с 17-го века. Кто приезжал из Европы в далекую Америку? В основном это были работящие люди, которые хотели изменить свою жизнь к лучшему, искатели приключений, авантюристы, преступники, скрывающиеся от правосудия, то есть, люди, безусловно энергичные и предприимчивые, занимающие активную жизненную позицию, умеющие принимать ответственные решения. Именно пионеры и первопроходцы заложили основы великой страны. То есть, США – это результат положительной селекции человеческого материала. Обычному работяге, даже живящему впроголодь в Европе, и в голову не приходила мысль, чтобы оторвать задницу от насиженного места и уехать в далекую страну, где его ждала неизвестность. Так что можно сказать, что конституция США была задумана и написана для инициативных и ответственных людей, которые в обычных европейских странах, в том числе и в России, составляют всего лишь 10%. Следует отметить, что по конституции США женщины и негры не имели права голоса. Кстати, в древней Греции, колыбели демократии, женщины и рабы тоже не могли голосовать. За последнее столетие в Штатах многое изменилось, и, по-моему, не в лучшую сторону. Получили право голоса женщины и негры. Набирают силу идеи политкорректности, толерантности и общечеловеческих ценностей, которые расшатывают и разбалтывают государство. Стал президентом негр, следующим президентом, возможно, будет женщина. После нее американцы вполне могут выбрать гея. Короче говоря, Соединенные Штаты стремительно продвигаются в направлении европейских демократий, и в перспективе вполне могут потерять свое былое конкурентное преимущество.

4. Почему зарплата Сечина и ему подобных руководителей госкорпораций является неоправданно высокой?

Г-н Сечин руководит огромной государственной корпорацией "Роснефть", и его зарплата в тысячу раз превышает, например, зарплату шахтера. Справедлив ли такой разрыв? Шахтер рискует своей жизнью, ежедневно гробит свое здоровье в шахте, добывая уголь. Можно сказать, что результаты его работы видны, и опасность, которой подвергается его жизнь, очевидна. Что касается эффективности работы топ-менеджера, то она вовсе не очевидна. Высокую оценку деятельности г-на Сечина дал нынешний президент, заявив, что его зарплата является заслуженной. Г-н Путин, конечно, сидит высоко и видит далеко, но насколько можно доверять его оценке? Например, года два назад он уже заявлял, что если цена на нефть опустится ниже 80 долларов за баррель, то мировая экономика рухнет. Цена на нефть уже больше года держится на уровне, не превышающем 55 долларов за баррель, и ничего, пока мир стоит. Даже Россия, на которой все мировые катаклизмы сказываются особенно тяжело, тоже держится и даже может позволить себе небольшую, игрушечную войну. Короче, может ли Сечин получать зарплату, которая в тысячи раз превышает зарплату шахтера? Я считаю, что нет, не может. Такой разрыв недопустим.

5. Власть и большой бизнес.

В 90-е годы возможности крупного обогащения чиновников правительства лежали в основном в области приватизации, когда за взятки они по смешным ценам передавали государственную собственность в руки крупных дельцов, финансово-промышленных спекулянтов. После того как наиболее привлекательные объекты собственности были разобраны, на них стали кормиться контролирующие органы (пожарная инспекция, технадзор, экологи и т.п.). Но это уже были мелочи. У правительственных чиновников оставались возможности обогащения на выдаче разрешений на деятельность крупных предприятий, лицензий на разработку месторождений и т.п., а также в связи с крупными сделками, которые проводили спекулянты, получившие в свою собственность промышленные объекты. Откровенным воровством чиновники тоже не брезговали. Так, в 1998 году были украдены 5 млрд. долларов, выделенных МВФ в форме стабилизационного кредита в связи с тяжелым финансовым положением страны. Степашин, будучи руководителем Счетной палаты, как-то пообещал опубликовать информацию, касающуюся украденного кредита, но его разоблачений мы так и не дождались. А недавно Геращенко, бывший во время дефолта руководителем Центробанка, и вовсе заявил, что Россия этот кредит и не получала. Так это дело и заглохло. По нынешним временам сумма невелика, а в 1998 году это были огромные деньги.

Настоящее Эльдорадо открылось для чиновников после 2000 года, когда пошли в гору цены на нефть. Казна стала наполняться деньгами, в результате чего открылись великолепные возможности снимать пенки с бюджета. Широчайшее распространение получает практика "откатов", когда должностные лица, принимающие решения, получают проценты с суммы контракта. Работают и более надежные схемы, когда, например, жена мэра или губернатора открывает свои фирмы, выгодные контракты для которых обеспечивает должностное положение ее мужа. Наиболее яркий пример – Батурина, жена мэра Москвы. Г-н Лужков еще имел наглость заявить, что если бы он не был мэром, его жена развернулась бы еще круче. Тогда у президента Медведева кончилось терпение, и он снял Лужкова с формулировкой "по недоверию". В других схемах руководящие посты в крупных компаниях и банках стали отдавать родственникам или друзьям высоких правительственных чиновников, которые могли влиять на положение этих компаний путем содействия в заключении крупных контрактов и выдаче выгодных кредитов. Поскольку "откаты" – это практика подсудная, то большое распространение получает посредничество, когда между министерством, заключающим контракт, и подрядчиком, реально выполняющим работы, действует фирма-прокладка из нескольких человек, которая уже на законных основаниях снимает свои проценты с суммы контракта. Еще одна схема получения чиновниками денег за распоряжение бюджетными средствами связана с созданием госкорпораций. Правительство выделяет по отраслям огромные средства, для распоряжения которыми создаются структуры, руководящие места в которых занимают люди из министерств или их доверенные лица. Эти структуры, созданные на бюджетные средства, объявляются коммерческими, и их руководство может назначать себе космические зарплаты. Так руководители крупнейших корпораций могут получать несколько сотен миллионов рублей в год. На их фоне просто издевательскими выглядят декларации о доходах министров, в которых указывается, что люди, руководящие отраслями, получают за год всего несколько миллионов рублей. Еще одна распространенная практика заключается в том, что в отрасли подбираются наиболее прибыльные предприятия и объединяются в структуру под руководством людей из правительства или других правильных лиц. Например, созданием таких структур в ВПК много занимается г-н Рогозин. Необходимость их создания обычно обосновывается возможностью улучшения организации производства, повышения его эффективности, снижением накладных расходов. Но главная, неафишируемая, цель таких реорганизаций – это возможность распоряжения наверху финансовыми потоками объединенных предприятий.

Основной принцип многих схем, используемых для обогащения лиц, имеющих отношение к руководству компаний, в которых в той или иной форме участвует государство, прост: расходы и убытки компании по возможности перекладываются на государство, а часть или все доходы быстро распределяются между своими людьми, уводятся в офшоры и другие кубышки. Вообще, как выяснилось, капитализм открывает для проходимцев во власти множество привлекательных возможностей для личного обогащения. Им нравится капитализм: он такой клевый.

Итак, чиновники вместе с большим бизнесом активно пилят бюджет на затратных мегапроектах, типа строительства моста на остров Русский в рамках абсолютно никчемной встречи лидеров АТЭС или помпезной Сочинской олимпиады. Министерства и ведомства создают свои бизнес-проекты в форме госкорпораций, для которых они норовят выбить дополнительное финансирование из бюджета, и с которых они скорее всего и кормятся. Большинство способов крупного обогащения чиновников незаконны, однако нынешняя власть, сплошь состоящая из людей, использующих свое должностное положение для личного обогащения, естественно, не занимается и не будет заниматься искоренением такого положения. Борьба с коррупцией ведется лишь на бумаге, для галочки. Обогащение представителей крупного бизнеса, таких как Тимченко или Ротенберги, сейчас в основном легально, но оно основывается на тесных связях с властью. Нынешнее устройство государства обеспечивает бесконтрольное обогащение узкой группы людей, прорвавшихся к власти, и связанных с ними бизнесменов, которые обеспечивают легализацию присваиваемых средств. И в результате 10% семей в России контролируют 85% национального благосостояния. Вообще-то эта ситуация должна рассматриваться Госдумой, но депутаты такими вещами не занимаются: они сидят тихо пять лет в парламенте, стараясь не задавать неудобных вопросов исполнительной власти, голосуют, как им скажут, и надеются за свою преданность получить какое-нибудь теплое местечко в государственных или коммерческих структурах.


ПОДВОДИМ ИТОГИ. Я вижу две главные проблемы: 1) выборные органы у нас не являются источником народовластия и не обеспечивают должного контроля работы органов исполнительной власти, и 2) в материальном положении различных групп населения страны существует вопиющий перекос, который сформировался и продолжает формироваться главным образом за счет воровства и другого присвоения жуликами и проходимцами государственных средств.

Кто-то может заметить, ну это все знают, и просто автор описал это здесь немного другими словами. Да, это так. Об этом пишут многие, однако мало кто предлагает выход из создавшегося положения. Мне кажется, я знаю, что надо делать.

II. ЧТО ДЕЛАТЬ?

1. Формировать Госдуму по принципу формирования коллегий присяжных заседателей в судах (то есть, по жребию).

2. Ликвидировать существующие перекосы в распределении общественного богатства.

Пункты 1 и 2 будут рассмотрены подробно в следующих Частях.
20.04.2015